Вокально-развлекательное занятие
"ВЕСЁЛЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ"


Авторская программа внеурочной деятельности (эстетический цикл)

Программа рассчитана для учащихся начальных классов якутской национальной школы

Пояснительная записка

Музыкальная внеурочная деятельность в начальных классах ставит целью дать детям первоначальные навыки слушания, исполнения и понимания музыкального произведения, а также способствует преодолению учащимися чувства страха, закомплексованности, учит детей умению ставить и преодолевать определенные и необходимые для них цели и задачи. Чтобы достичь этих целей, первоначально надо вызвать интерес младших школьников к занятиям. Поэтому занятия, именно в 1 и 2 классах, нужно проводить в игровой форме. Необходимо заинтересовать детей, вовлечь их в музыкальную игру, не принуждая.

В своей работе с детьми особое внимание уделяю возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, их физиологическому, физическому, психическому развитию.

Подбор репертуара исходит с учетом интересов детей . Эффективность любого занятия определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Программа решает одну из важных проблем - развитие духовной культуры в современном обществе, позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств младшего школьника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы, а также личностные качества, как любознательность, ответственность, самостоятельность.

Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом, обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. Также, пополняется словарный запас ребенка, развивается правильный строй речи, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

Программу составила, исходя из интересов современного учащегося, и работаю по ней 4 года. Программа систематизирована, поэтому доступна для детей.

Детям младшего школьного возраста свойственны веселые, подвижные, задорные песни. Для развития первоначальных навыков, умения импровизации произведений в песенный репертуар входят веселые песни с ролевыми исполнениями.

Живой интерес в прослушивании и исполнении музыкального произведения вызывают знакомые мелодии песен из просмотренных мультипликационных фильмов.

Дети учатся играть исполнять, анализировать характер каждого героя, сравнивать, уметь импровизировать определенные образы. Исполняя различные партии, они поют соло, ансамбль, хор, слушают музыку и танцуют.

В конечном итоге дети могут поставить и исполнять целостную картину музыкально-литературного произведения - сказку, вникать в нее, уметь передать многообразие образов каждого героя.

    Цель занятий:
  1. Становление основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.
  2. Овладение практическими умениями и навыками в музыкально -творческой деятельности, пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
  3. Воспитывает чувство коллективизма.
    Задачи:
  1. Развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения.
  2. Развивать актерские способности детей.
  3. Учить умению слышать собеседника.
  4. Выработать четкую дикцию, правильность дыхания, выразительность интонации.
  5. Формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира.

Дети готовятся, репетируют и участвуют на разных мероприятиях, концертах, конкурсах разного уровня. Ведется работа над исполнительским мастерством, сценической культурой и эстетикой исполнения определенного музыкального номера.

С итогами кружковой работы, т.е с приобретенными умениями, навыками и знаниями на занятиях, в конце учебного года традиционно выступаем с отчетным концертом перед родителями и населением улуса.

Особенности организации занятия

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации младших школьников. Занятия проводятся в группах, наполняемостью не более 10 человек, в специально отведенном для этого помещении 1 раз в неделю по 30-40 минут, в рамках кружковой работы.

Вокально -хоровая и индивидуальная работа с учащимися

С первого момента разучивания песни внимание учащихся направляется на музыкально-выразительные средства исполнения: плавный или отрывистый.

Характер звуковедения, быстрый или медленный темп. Овладение певческими навыками поможет учащимся передать идейно-художественное содержимое произведения.

Подвижные песни полезно вначале учить в умеренном темпе и постепенно доводить до требуемого.

Учащиеся должны осознавать, что красивое правильное пение характеризуется звуком напевным, легким, взятым без напряжения. Напевность - основа правильного звукообразования. Плавное, связное пение - основа вокального искусства. Петь на дыхании - это значит уметь делать спокойный, свободный, достаточно активный вдох и, задержав на мгновение, экономно распределять его на всю фразу.

  • Гласные и согласные звуки, пение на гласные.(О - способствует округлению звучания, У - "собирает" звук, И - придает звонкость, А, Е- трудные гласные), согласные -четко. Распевки на гласные.
  • Пение на слоги. Плавное соединение слогов с учетом некоторых особенностей различных звукосочетаний. (ло, лу - помогают формированию мягкого, округлого звучания; да, дэ, ди, до - освобождают челюсть от напряжения; ми, ди, зи - светлое звонкое звучание)
  • Дыхание. Характер дыхания зависит от характера разучиваемой песни. (Спокойный короткий вдох - мгновенная задержка перед началом пения - постепенный, более продолжительный выдох).
  • Плавная, протяжная распевка. Акцентирование на гласные звуки.
  • Интонирование, унисон. Важно детям иметь представление о движении мелодии вверх, вниз на одной высоте.
  • Музыкальные ритмы, импровизация.

Упражнения на развитие ритмических данных важно проводить с первого года обучения. Полезно использование одновременно с пением ударных музыкальных инструментов: бубен, деревянные ложки и т д; или прохлопывание ритма музыкального произведения. Для развития чувства ритма в репертуар 1-2 класса включаю песни или игры, где дети могли бы импровизировать сами. Игра "Паровоз" "Дождь" "Часики" и.т.д.

    Слушание и разучивание песни
  • Первичное восприятие песни (слушание).
  • Беседа о содержании, характере произведения, о музыкально-выразительных средствах .
  • Работа над текстом.
  • Тихое пение вместе с фонограммой.
  • Пение вслух.

Ансамбль, строй

Одним из основных видов вокально-музыкальной деятельности школьников является хор и ансамбль. Вокально-хоровые упражнения помогают учащимся овладеть всем комплексом певческих навыков, способствуют правильному воспитанию певческого голоса.

Для выстраивания унисона в ансамбле важно научить детей настраиваться на заданной тональности. Предварительная настройка воспитывает внутренний слух и способствует развитию выразительной певческой интонации. Настройка дается учителем перед началом пения. Это может быть аккорд на инструменте, один звук или голос учителя.

  • Соло, дуэт, трио, квартет. Исполнение отдельных партий, воплощение в образ определенного героя.
  • Музыкальная игра.

Большой интерес учащихся начальных классов вызывает музыкальная игра, занятия в игровой форме.

  • Игра "Угадай мелодию" развивает слуховое восприятие, формирует навык внимательного сосредоточенного слушания.
  • Ролевое исполнение произведения. Характеристика героев произведения, сравнение, анализирование.
  • Игры на развитие ритмич. данных: "Паровоз", "Всадники", "Старинные часы" и т.д.
  • Придумай мелодию: дождь, снег, гроза, радуга, солнышко, ветерок и т.д.
  • Сочинение музыкального отрывка "Моя любимая игрушка", "Мое любимое животное".

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование внеаудиторных занятий составлено с учетом календарно-знаменательных праздников и запланированных конкурсов. Именно подготовка к предстоящим мероприятиям и участие к ним служат стимулом для детей в выработке исполнительского мастерства, сценической культуры и.т.д.

1 класс - 34 ч.

Особенности возраста 7-8 лет: это переходный период, когда ребенок переходит из детского лепета в более окрепший. Голосовой аппарат ребенка слабый и, при неправильном подходе (т.е. при перенапряжении голосового аппарата, при непосильно для него высоких нотах, при чрезмерно длительных исполнениях) может потерять яркую окраску голоса.

1 класс, 1 четверть

дата Тема Песенный репертуар Вокально-хоровая работа Цели и задачи
1   Введение. Повторение ранее знакомых песен. Артикуляционный аппарат. Распевки на гласные. Проверка, прослушивание.
2   Музыкальная сказка. «Песня волка и козлят» из м/ф. Звукообразование. Распевки на слоги. Что такое ролевое исполнение муз.произведения.
3   Характер героев сказки. Партии героев сказки. Гласные звуки, выразительность.

Ритм.

Умение передать голосом характер героев.
4   Хор, ансамбль. Хор «Семеро козлят» Согласные и гласные звуки Что такое хор, ансамбль.
5   Пробная постановка отрывка из музыкальной сказки Хор и все партии. Артикуляционная работа, выразительность. Умение правильно передать содержание.
6   Соло, ансамбль.

Ритм.

«Антошка» В.Шаинский, Ю.Энтин. Четкое произношение звуков Воспитательные.
7   Цельное исполнение произведения. Антошка.

«Репка» из м/ф.

Короткие и длинные звуки Учить выразительности партий.
8   Музыкальная игра «Угадай мелодию» Все пройденные мелодии. Мягкие и твёрдые звуки. Развивать умение внимательно слушать музыку.

1 класс, 2 четверть

дата Тема Песенный репертуар Вокально-хоровая работа Цели и задачи
1   Ансамбль, ансамблевое исполнение «Паровозик Томас и его друзья» из м/ф Четкость произношения,

Ритмический рисунок.

Передача интонации героев; ритм в музыке; воспитательные.
2   Ритм в музыке. Партии паровозиков. Подчеркивание голосом ударного слога.

Артикуляция.

Развивать умение индивидуального исполнения, чувство ответственности.
3   Соло, ансамбль. «Песенка мышонка» из м/ф. Сильная и слабая доля. Исполнение партий по ролям
4   Муз.игра «Ритм» «Часики», «Паровоз» Ритм на музыкальных инструментах Развитие чувства ритма.
5   Хор, солист. «Расскажи Снегурочка»

Г.Гладков, Ю.Энтин. из м/ф.

Интонирование, пение в унисон Умение передать выразительность репертуара.
6   Скоро Новый год «Моруос кэллэ» Егоров. Распевание на слоги, Подвижность голоса. Уметь легко исполнять фразы.
7   Исполнительское мастерство. Повторение пройденных произведений. Соблюдение интонации и ритма. Сценическая культура.
8   Игра «Придумай мелодию Зимы, Новогоднего праздника». - Такт, фраза. Развитие творческого навыка.

Составитель:
Николаева Мария Дмитриевна,
учительница музыки, педагог дополнительного образования
МБОУ "Верхневилюского СОШ им. Ю.Н. Прокопьева"

 
Hosted by uCoz